Функциональная грамотность

План мероприятий, направленных на

 формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся,

на 2021-2022 учебный год

МКОУ Восточенская ООШ №11

Цель: создание условий  для реализации Плана мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся.

Задачи:

  1. Использование различных механизмов для реализации системы мер по формированию функциональной грамотности обучающихся.
  2. Обеспечение модернизации содержания образования в соответствии с ФГОС.
  3. Совершенствование содержания учебно-методического комплекса образовательного процесса.
  4. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования обучающихся.
  5. Улучшение качества внеурочной и внеклассной работы.
  6. Активизация роли родителей в процессе обучения и воспитания детей

Одним из показателей успешности вхождение в мировое образовательное пространство является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. Формирование функциональной грамотности – это условие становления динамичной и творческой, ответственной и конкурентоспособной личности. На первый план в школе выдвинута программа развития у обучающихся читательской грамотности как основы формирования функциональной грамотности разных направлений: математической, естественнонаучной, финансовой, глобальных компетенций, критического мышления.

Данная программа включена в структуру основной образовательной программы и является одним из инструментов, обеспечивающих достижение планируемых результатов основного образования в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т. д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Ребёнок должен уметь свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении используют приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).

№ п/п Мероприятие Срок исполнения Ответственный Результат – индикатор реализации мероприятия
1. Определение школьного координатора по вопросам формирования и оценки функциональных грамотностей обучающихся (читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление). 22.10.2021 Директор Нормативный акт
2. Формирование школьной  команды с целью методической поддержки педагогов муниципальных общеобразовательных организаций (4 человека). 22.10.2021 Заместитель директора по УВР Нормативный акт
3. Разработка и проведение семинаров-совещаний по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся с руководителями ШМО Октябрь 2021

Апрель 2022

Заместитель директора по УВР Протокол
4. Формирование баз данных педагогов и обучающихся МКОУ Восточенская ООШ №11 посредством регистрации на федеральной платформеhttps://fg.resh.edu.ru/ 25.10.2021 Заместитель директора по УВР
5. Обеспечение прохождения обучающимися  входной диагностики на федеральной платформеhttps://fg.resh.edu.ru/с целью определения уровня сформированности функциональных грамотностей Декабрь — январь 2021-22 Заместитель директора по УВР Результаты мониторинга
6. Разработка плана мероприятий по методическому сопровождению педагогов школьной командой Ноябрь 2021 Заместитель директора по УВР Приказ директора
7. Организация участия управленческой команды и педагогов  МКОУ Восточенская ООШ №11 в курсах повышения квалификации по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся с учетом выявленных результатов диагностики В течение года Директор Заместитель директора по УВР Удостовере-ния
8. Обеспечение возможности включения в рабочие программы воспитания элементов, направленных на формирование функциональных грамотностей обучающихся, разработанных высшими учебными заведениями, РДШ, областным молодежным центром Май 2022 Заместитель директора по УВР Рабочие программы
9. Формирование комплекса программ дополнительного образования обучающихся, направленных на формирование функциональных грамотностей и методических рекомендаций по разработке соответствующих программ Январь – май 2022 Заместитель директора по ВР Рабочие программы, план мероприятий
10. Анализ эффективности реализации школьного плана мероприятий по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся Июнь 2022 Заместитель директора по УВР Справка

Формирование читательской грамотности

 

 

Виды деятельности и формы работы

Ответственные

Сроки
1. Стартовая диагностика: тест на оценку сформированности навыков чтения  из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А.Ясюковой Учителя рус. языка и литературы декабрь
2. Создание копилки  «Способы и приёмы, способствующие формированию правильного чтения» Учителя-предметники В течение года
3. Заседания ШМО:

·      Разработка методических  и дидактических материалов  по формированию читательской грамотности;

·      обмен опытом

Выступления и мастер-классы с учителями — предметниками:

·      «ЧГ как основа формирования УУД школьников»

·      «Приемы организации смыслового чтения на уроках»

·      «Роль скорости чтения в подготовке школьников к
самостоятельной читательской деятельности (Результаты диагностики техники чтения в 4-7 классах)»

·      «Виды текстов, приемы и этапы работы с текстом»

·      «Система работы по формированию ЧГ в начальной школе»

Руководитель ШМО, учителя-предметники Раз в четверть
5. Проведение открытых учебных занятий (мастер-классов)

Мониторинг  читательской грамотности

Учителя — предметники В течение года

В конце 3 и 4 четверти

Формирование креативного  мышления

Виды деятельности и формы работы Ответственные Сроки
1. Стартовая диагностика Заместитель по УВР Декабрь

 

2. Создание копилки  «Способы и приёмы, способствующие формированию креативного мышления» Учителя-предметники

 

В течение года
3. Педагогический совет по теме «Функциональная грамотность» Заместитель по УВР Декабрь
4. Заседания ШМО по темам:

·      Разработка методических  и дидактических материалов  по формированию креативного мышления;

·      обмен опытом;

·      мастер-классы по использованию приемов формирования креативного мышления.

Руководитель ШМО, учителя-предметники Раз в четверть
5. Проведение открытых уроков.

 

Учителя — предметники В течение года

Формирование финансовой грамотности

 

 

Виды деятельности и формы работы Ответственные Сроки
1. Стартовая диагностика Гусева Г.А. Декабрь
2. Классный  час 5-9 классах по теме «Что такое финансовая грамотность?» классные руководители 5-9 классов Ноябрь-декабрь
3. Классный  час в  9 классе  по теме  «Секреты финансовой стабильности». классный руководитель 9 класса Декабрь
4. Размещение материалов по финансовой грамотности на стенде в школе. Гусева Г.А. В течение года

 

5. Ведения курса «Основы финансовой грамотности» Сентябрь 2022

Формирование математической грамотности

Виды деятельности и формы работы Срок Ответственный
1 Стартовая диагностика Декабрь Учителя-предметники
1 Включение на каждом уроке математики  примеров на отработку вычислительных навыков, навыков быстрого, осмысленного выполнения арифметических действий. В течение  учебного года Учителя-предметники
2 Формирование умений решения задач реальной математики, энергосберегающего направления. В течение учебного года Учителя-предметники
3 Формирование умений и отработка навыков решения типовых задач, комбинированных задач, задач исследовательского характера. В течение учебного года Учителя-предметники
4 Организация индивидуальных занятий по предметам малыми группами со слабоуспевающими.

 

В рамках консультаций, дополнительных занятий Учителя-предметники
5 Обмен опытом работы через взаимопосещение уроков учителей. Открытые уроки

 

6 Привлечение одаренных и мотивированных обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, проектах различного уровня. Учителя-предметники, зам. по УВР

Формирование естественнонаучной грамотности

Виды деятельности и формы работы Ответственные Сроки
1. Стартовая диагностика

 

Учителя- предметники

естественно-

научного цикла

декабрь
2. Развитие практик

дополнительного образования (в том числе кружков), направленных на развитие естественнонаучного образования

Учителя- предметники

естественно-

научного цикла

В течение учебного года
3. Участие в работе творческих групп учителей

предметов естественнонаучного цикла для обмена опытом работы с детьми повышенной мотивации к учебной деятельности

руководитель ШМО

зам. по УВР

В течение учебного года
4. Привлечение одаренных и мотивированных обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, проектах различного уровня. Учителя-предметники, зам. по УВР В течение учебного года
5. Организация индивидуальных занятий по предметам малыми группами со слабоуспевающими. Учителя- предметники В рамках консультаций, дополнительных занятий
5. Организация участия обучающихся  в научно-практической деятельности научно Учителя-предметники В течение учебного года

Формирование глобальных компетенций

 

 

Виды деятельности и формы работы Ответственные Сроки
1. Стартовая диагностика

 

Учителя — предметники Декабрь
2. Создание копилки  «Способы и приёмы, способствующие формированию глобальных компетенций» Учителя-предметники, психолог В течение года
3. Педагогический  совет по теме «Функциональная грамотность» Алмазова А.А.

 

Декабрь
4. Заседания ШМО по темам:

·         Разработка методических  и дидактических материалов  по формированию глобальных компетенций;

·         обмен опытом;

·         мастер-классы по использованию приемов формирования глобальных компетенций.

Руководитель ШМО, учителя-предметники Раз в четверть
5. Проведение внеклассных мероприятий, формирующих глобальные компетенции

 

Учителя – предметники, классные руководители В течение года

 

6 Итоговая диагностика сформированности  глобальных компетенций у обучающихся Руководитель ШМО Апрель -май

 

Комментирование запрещено