План мероприятий, направленных на
формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся,
на 2021-2022 учебный год
МКОУ Восточенская ООШ №11
Цель: создание условий для реализации Плана мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся.
Задачи:
- Использование различных механизмов для реализации системы мер по формированию функциональной грамотности обучающихся.
- Обеспечение модернизации содержания образования в соответствии с ФГОС.
- Совершенствование содержания учебно-методического комплекса образовательного процесса.
- Развитие системы оценки и мониторинга качества образования обучающихся.
- Улучшение качества внеурочной и внеклассной работы.
- Активизация роли родителей в процессе обучения и воспитания детей
Одним из показателей успешности вхождение в мировое образовательное пространство является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. Формирование функциональной грамотности – это условие становления динамичной и творческой, ответственной и конкурентоспособной личности. На первый план в школе выдвинута программа развития у обучающихся читательской грамотности как основы формирования функциональной грамотности разных направлений: математической, естественнонаучной, финансовой, глобальных компетенций, критического мышления.
Данная программа включена в структуру основной образовательной программы и является одним из инструментов, обеспечивающих достижение планируемых результатов основного образования в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т. д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Ребёнок должен уметь свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении используют приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
№ п/п | Мероприятие | Срок исполнения | Ответственный | Результат – индикатор реализации мероприятия |
1. | Определение школьного координатора по вопросам формирования и оценки функциональных грамотностей обучающихся (читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление). | 22.10.2021 | Директор | Нормативный акт |
2. | Формирование школьной команды с целью методической поддержки педагогов муниципальных общеобразовательных организаций (4 человека). | 22.10.2021 | Заместитель директора по УВР | Нормативный акт |
3. | Разработка и проведение семинаров-совещаний по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся с руководителями ШМО | Октябрь 2021
Апрель 2022 |
Заместитель директора по УВР | Протокол |
4. | Формирование баз данных педагогов и обучающихся МКОУ Восточенская ООШ №11 посредством регистрации на федеральной платформеhttps://fg.resh.edu.ru/ | 25.10.2021 | Заместитель директора по УВР | |
5. | Обеспечение прохождения обучающимися входной диагностики на федеральной платформеhttps://fg.resh.edu.ru/с целью определения уровня сформированности функциональных грамотностей | Декабрь — январь 2021-22 | Заместитель директора по УВР | Результаты мониторинга |
6. | Разработка плана мероприятий по методическому сопровождению педагогов школьной командой | Ноябрь 2021 | Заместитель директора по УВР | Приказ директора |
7. | Организация участия управленческой команды и педагогов МКОУ Восточенская ООШ №11 в курсах повышения квалификации по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся с учетом выявленных результатов диагностики | В течение года | Директор Заместитель директора по УВР | Удостовере-ния |
8. | Обеспечение возможности включения в рабочие программы воспитания элементов, направленных на формирование функциональных грамотностей обучающихся, разработанных высшими учебными заведениями, РДШ, областным молодежным центром | Май 2022 | Заместитель директора по УВР | Рабочие программы |
9. | Формирование комплекса программ дополнительного образования обучающихся, направленных на формирование функциональных грамотностей и методических рекомендаций по разработке соответствующих программ | Январь – май 2022 | Заместитель директора по ВР | Рабочие программы, план мероприятий |
10. | Анализ эффективности реализации школьного плана мероприятий по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся | Июнь 2022 | Заместитель директора по УВР | Справка |
Формирование читательской грамотности
|
Виды деятельности и формы работы |
Ответственные |
Сроки |
1. | Стартовая диагностика: тест на оценку сформированности навыков чтения из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А.Ясюковой | Учителя рус. языка и литературы | декабрь |
2. | Создание копилки «Способы и приёмы, способствующие формированию правильного чтения» | Учителя-предметники | В течение года |
3. | Заседания ШМО:
· Разработка методических и дидактических материалов по формированию читательской грамотности; · обмен опытом Выступления и мастер-классы с учителями — предметниками: · «ЧГ как основа формирования УУД школьников» · «Приемы организации смыслового чтения на уроках» · «Роль скорости чтения в подготовке школьников к · «Виды текстов, приемы и этапы работы с текстом» · «Система работы по формированию ЧГ в начальной школе» |
Руководитель ШМО, учителя-предметники | Раз в четверть |
5. | Проведение открытых учебных занятий (мастер-классов)
Мониторинг читательской грамотности |
Учителя — предметники | В течение года
В конце 3 и 4 четверти |
Формирование креативного мышления
Виды деятельности и формы работы | Ответственные | Сроки | |
1. | Стартовая диагностика | Заместитель по УВР | Декабрь
|
2. | Создание копилки «Способы и приёмы, способствующие формированию креативного мышления» | Учителя-предметники
|
В течение года |
3. | Педагогический совет по теме «Функциональная грамотность» | Заместитель по УВР | Декабрь |
4. | Заседания ШМО по темам:
· Разработка методических и дидактических материалов по формированию креативного мышления; · обмен опытом; · мастер-классы по использованию приемов формирования креативного мышления. |
Руководитель ШМО, учителя-предметники | Раз в четверть |
5. | Проведение открытых уроков.
|
Учителя — предметники | В течение года |
Формирование финансовой грамотности
|
Виды деятельности и формы работы | Ответственные | Сроки |
1. | Стартовая диагностика | Гусева Г.А. | Декабрь |
2. | Классный час 5-9 классах по теме «Что такое финансовая грамотность?» | классные руководители 5-9 классов | Ноябрь-декабрь |
3. | Классный час в 9 классе по теме «Секреты финансовой стабильности». | классный руководитель 9 класса | Декабрь |
4. | Размещение материалов по финансовой грамотности на стенде в школе. | Гусева Г.А. | В течение года
|
5. | Ведения курса «Основы финансовой грамотности» | Сентябрь 2022 |
Формирование математической грамотности
Виды деятельности и формы работы | Срок | Ответственный | |
1 | Стартовая диагностика | Декабрь | Учителя-предметники |
1 | Включение на каждом уроке математики примеров на отработку вычислительных навыков, навыков быстрого, осмысленного выполнения арифметических действий. | В течение учебного года | Учителя-предметники |
2 | Формирование умений решения задач реальной математики, энергосберегающего направления. | В течение учебного года | Учителя-предметники |
3 | Формирование умений и отработка навыков решения типовых задач, комбинированных задач, задач исследовательского характера. | В течение учебного года | Учителя-предметники |
4 | Организация индивидуальных занятий по предметам малыми группами со слабоуспевающими.
|
В рамках консультаций, дополнительных занятий | Учителя-предметники |
5 | Обмен опытом работы через взаимопосещение уроков учителей. | Открытые уроки
|
|
6 | Привлечение одаренных и мотивированных обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, проектах различного уровня. | Учителя-предметники, зам. по УВР |
Формирование естественнонаучной грамотности
№ | Виды деятельности и формы работы | Ответственные | Сроки | |
1. | Стартовая диагностика
|
Учителя- предметники
естественно- научного цикла |
декабрь | |
2. | Развитие практик
дополнительного образования (в том числе кружков), направленных на развитие естественнонаучного образования |
Учителя- предметники
естественно- научного цикла |
В течение учебного года | |
3. | Участие в работе творческих групп учителей
предметов естественнонаучного цикла для обмена опытом работы с детьми повышенной мотивации к учебной деятельности |
руководитель ШМО
зам. по УВР |
В течение учебного года | |
4. | Привлечение одаренных и мотивированных обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, проектах различного уровня. | Учителя-предметники, зам. по УВР | В течение учебного года | |
5. | Организация индивидуальных занятий по предметам малыми группами со слабоуспевающими. | Учителя- предметники | В рамках консультаций, дополнительных занятий | |
5. | Организация участия обучающихся в научно-практической деятельности научно | Учителя-предметники | В течение учебного года | |
Формирование глобальных компетенций
|
Виды деятельности и формы работы | Ответственные | Сроки |
1. | Стартовая диагностика
|
Учителя — предметники | Декабрь |
2. | Создание копилки «Способы и приёмы, способствующие формированию глобальных компетенций» | Учителя-предметники, психолог | В течение года |
3. | Педагогический совет по теме «Функциональная грамотность» | Алмазова А.А.
|
Декабрь |
4. | Заседания ШМО по темам:
· Разработка методических и дидактических материалов по формированию глобальных компетенций; · обмен опытом; · мастер-классы по использованию приемов формирования глобальных компетенций. |
Руководитель ШМО, учителя-предметники | Раз в четверть |
5. | Проведение внеклассных мероприятий, формирующих глобальные компетенции
|
Учителя – предметники, классные руководители | В течение года
|
6 | Итоговая диагностика сформированности глобальных компетенций у обучающихся | Руководитель ШМО | Апрель -май |