Работа с детьми с ОВЗ

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях.

Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года.

Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.

У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания (психологи называют это эмпатией), они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

  1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
  2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
  3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
  5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
  7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
  8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
  9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
  10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
  11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.
  12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Информация о материально – техническом обеспечении и оснащенности образовательного процесса для лиц с ОВЗ и инвалидностью
№ п/п Условия Примечание
1 Ведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов, для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Специализированные кабинеты отсутствуют
2 Доступ к информационным системам и информационно – телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Имеется
3 Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Не имеется
4 Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Доступ в здание оборудован пандусом, поручнем. Сопровождение лиц с ОВЗ и инвалидов в здание школы (обучение проходит на 1 этаже в основной школе)
5 Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Организовано двухразовое  бесплатное питание лиц с ОВЗ и инвалидов в школьной столовой
6 Условия охраны здоровья обучающихся – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Медицинское обслуживание осуществляется на основании договора №1 на медицинское обслуживание на базе Восточенского  ФАПа филиала КГБУЗ

«Минусинская МБ»

7 Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Не имеется
Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования

Законодательные ресурсы в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней: международные; федеральные; правительственные, ведомственные и региональные.

К международно-правовым документам, определяющим положение ребенка в современном мире, относятся:

«Конвенция ООН о правах ребенка», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. и действительная ныне на всей территории Российской Федерации.

Программа ЮНЕСКО «Образование для всех», сверхзадачей которой по существу является устранение разного рода барьеров на пути доступа различных групп населения к образовательным ценностям. Программа в максимальной степени актуализирует внимание к проблемам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов).

Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Федеральные документы:

Конституция Российской Федерации.

Закон РФ «Об образовании» является основным Федеральным законом, обеспечивающим развитие специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Закон содержит ряд статей (3, 5, 12, 17, 50 и др.), закрепляющих право детей-инвалидов на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. За годы существования закона в его статьи 11 раз вносились различные дополнения и уточнения, что позволило в значительной мере обновить его с учетом меняющихся реалий.

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (принят Государственной Думой РФ 3 июля 1998 г.) занимает центральное место в нормативно-правовом обеспечении образования, в том числе специального. Он устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В законе выделены основные направления обеспечения прав ребенка, организационные основы гарантий прав ребенка, представлены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, меры по защите прав ребенка на охрану здоровья, на отдых, на профессиональную подготовку и др.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф.

— федеральные правительственные документы являются важной составляющей нормативно-правовой базы специального образования. Наиболее значимо в этом плане постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

— основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, определяющим стратегию и основные направления его развития, служит постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г. Она предусматривает многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно-ориентированное обучение и воспитание.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», одобренная Правительством РФ 29 декабря 2001 г. непосредственно связана с национальной доктриной образования Согласно Концепции дети с ограниченными возможностями здоровья «должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний — в специальных школах и школах-интернатах».

Ведомственные и региональные документы:

«Концепция реформирования системы специального образования» от 9 февраля 1999 г. Согласно Концепции образование учащихся-инвалидов должно предусматривать создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей воспитанникам адекватные условия и равные с «обычными» детьми возможности для получения образования, лечения и оздоровления, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Лица с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 21 года могут пользоваться услугами специального образования в различных его организационных формах (обучение на дому, в коррекционном учреждении, в общеобразовательном учреждении общего назначения).

Вместе с тем, в Концепции отмечается, что в Российской Федерации еще недостаточно развита система дошкольной коррекционной психолого-педагогической помощи детям; общественным воспитанием охвачено чуть более половины всех детей от 1 года до 6 лет, остальные воспитываются в семье; отсутствуют единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи детям, консультирование семей; не разработан государственный стандарт дошкольного образования детей, имеющих отклонения в развитии.

Таким образом, образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в России в настоящее время опирается на многоуровневую нормативно-правовую базу.

Нормативно-правовая база инновационной деятельности ДОУ включает следующие документы: положение о деятельности дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида; положение об инновационной деятельности ДОУ; положения о новых формах организации педагогического процесса: экспериментальной группе, психолого-медико-педагогическом консилиуме учреждения, координационном совете и др.; должностные инструкции участников эксперимента.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 'О введении ФГОС ОВЗ'

30 марта 2016

В рамках реализации Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. за № ДЛ-5/07вн, Минобрнауки России направляет методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ.

Методические рекомендации разработаны ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № 07.028.11.0005 от 11 апреля 2014 г.).

Обращаем дополнительное внимание, что примерные адаптированные основные общеобразовательные программы, разработанные в соответствии с ФГОС ОВЗ, размещены на сайте fgosreestr.ru.

 

Учебный план по АОП ОВЗ

Скачать: 010.-Примерная-АООП-уо-варианты-1-и-2
Смотреть: Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014

Скачать: Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития

Скачать: Адаптированная образовательная программа для детей с легкой умственной отсталостью

Посмотреть: Выдержки из Закона «Об образовании»

Посмотреть: Актуальные вопросы по реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Посмотреть: Справка о наличии оборудованных кабинетов, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в 2017-2018 учебном году


О доступности образования для инвалидов

       Материнский капитал можно будет тратить на образование дошкольников

Программа «Материнский капитал» продлена до конца 2021 года, а средства материнского капитала можно направлять на оплату образовательных услуг для дошкольников. Однако оплачивать таким образом можно будет только услуги юридических лиц, а не няни.

Так, в случае использования средств материнского капитала на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов, на получение ежемесячной выплаты, заявление о распоряжении указанными средствами может быть подано в любое время независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго и последующих детей.

Ранее средства материнского капитала до достижения ребенком возраста трех лет можно было использовать только для приобретения жилого помещения ( уплаты первоначального взноса, погашения задолженности, выплаты процентов и т.д.), а также на социальную адаптацию и реабилитацию детей-инвалидов.

Заявление, предусматривающее распоряжение средствами материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты, подается в порядке, установленном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 889н.

Семьи с детьми-инвалидами запретят выселять из общежитий

В статью 103 Жилищного кодекса РФ внесены изменения в части запрета выселения семей с детьми-инвалидами из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилья. Речь идет о гражданах, которые не являются собственниками жилых помещений или членами их семьи, а также нанимателями жилых помещений по договорам социального найма.

Лечить начнут дистанционно

С 1 января 2018 года вступили в силу изменения, внесенные в Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации» по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья, а именно введения в стране телемедицины. Это позволит гражданам законно получать консультации у своего лечащего врача через интернет. Особенности медицинской помощи, оказываемые с применением телемедицинских технологий урегулированы ст. 36.2 Федерального закона № 323-ФЗ.

Закон предусматривает создание Единой государственной информационной системы (ЕГИС) в сфере здравоохранения. Система позволит поликлиникам и больницам взаимодействовать с органами государственной власти. В ней же будут формироваться электронные медицинские карты и вестись регистры лиц, страдающих определенными заболеваниями.

С помощью телемедицинских технологий врачи смогут проводить дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов, а также консилиумы. Справки, медицинские заключения и рецепты можно будет получать не только на бумаге, но и в форме электронных документов. Пациент сможет самостоятельно делать выписки из истории болезни и отслеживать статус медицинских тестов.

 

Комментирование запрещено